Как развивается женский интеллект?Познавательные способности и память человека зависят от работы некоторых областей префронтальной коры головного мозга.
По данным специалистов Психологического института РАО, Московского городского психолого-педагогического университета и Сальгренского университетского госпиталя в Гетеборге (Швеция), опубликованным недавно в «Журнале высшей нервной деятельности», умственные способности у женщин проявляются уже в грудном возрасте, а с годами они лишь укрепляются. Работу ученых поддержали РГНФ и Федеральное агентство по науке и инновациям.
Познавательные способности и память человека зависят от работы некоторых областей префронтальной коры головного мозга. Эти области формируются на 10–11-ом месяце жизни. Существуют психологические тесты для проверки интеллекта у детей такого возраста. Но можно ли по результатам этих тестов судить о том, как будет учиться ребенок спустя годы?
Это исследование длилось на протяжении нескольких лет. Для тестирования выбрали здоровых доношенных девочек, которых обследовали дважды: в возрасте 9,5–11,7 месяца и пяти-шести лет. В эксперименте принял участие 101 ребенок.
Развитие интеллекта зависит в том числе от состояния рабочей памяти, которая представляет собой способность человека запоминать последовательность слов, изображений и событий. Чтобы протестировать состояние рабочей памяти у младенца в возрасте 9,5–11,7 месяца, его сажали на колени матери перед столом. Специалист показывал ребенку игрушку, затем клал ее на стол в пределах досягаемости, справа или слева. После этого он одновременно опускал два платка, свернутых в форме конуса: один закрывал игрушку, а другой располагался симметрично первому относительно средней линии. Ребенку давали возможность немедленно снять платок и взять игрушку. Потом опыт повторяли, помещая игрушку с той же стороны. Затем дважды меняли расположение игрушки. Когда ребенок усваивал, что она может оказаться под платком с любой стороны, его стали отвлекать, не позволяя сразу снять платок. Ученые фиксировали время, в течение которого надо отвлекать ребенка, чтобы он ошибся в выборе.
В возрасте пяти-шести лет, когда дети выросли, им приготовили другие испытания. Они должны были прослушать последовательность слов или чисел, а затем ответить, какое из них было названо первым.
Зрительную память детей проверяли, показывая им по очереди картинки, а затем карточку с двумя картинками – новой и одной из предъявленных. Ребенок должен был вспомнить, какую из них он видел. Во втором исследовании девочкам демонстрировали по очереди четыре картинки, а затем карточку с двумя картинками из ряда и спрашивали, какая из них была показана раньше. После этого теста психологи отобрали группы успешных и неуспешных детей: одни правильно выполнили 8–10 заданий из 10, другие – всего четыре-шесть. Девочки с промежуточными результатами в продолжении эксперимента не участвовали. Все перечисленные тесты исследуют возможности рабочей памяти, и дети, которые хорошо запоминают порядок картинок, так же хорошо справляются с повторением слов и чисел, и наоборот. Оказалось, что состояние рабочей памяти не связано с функционированием другого вида памяти – пространственной. Чтобы оценить ее, девочкам в течение пяти секунд показывали лист, на котором в случайном порядке располагались мелкие картинки. Затем им предъявляли пустой лист, разделенный на квадраты, и нужно было вспомнить, в каких из них находились картинки. С этим заданием все дети справлялись примерно одинаково.
Психологи выяснили, что дошкольники с хорошей рабочей памятью демонстрировали ее уже в первый год жизни. Девочки из успешной группы в младенчестве вспоминали, под каким платком спрятана игрушка, даже если их отвлекали на 9–10 секунд. А дети из неуспешной группы забывали все уже за шесть-семь секунд. Таким образом, ученым удалось показать, что по результатам тестирования грудных детей можно судить об их интеллекте в более старшем возрасте и что если в грудном возрасте у ребёнка хорошая рабочая память, то и в пять-шесть лет эта особенность сохранится.