Домой Карта сайта Написать нам
...просто хочется, иногда, чего-то нового...
AlldayPlus member card
Ваш логин Ваш пароль
 Запомнить
Регистрация Восстановить пароль Вы не авторизованы.
СМЕНИТЬ ДИЗАЙН ALLDAYPLUS:
STUDIAPLUS
если помните, то тут были наши онлайн-радиостанции сейчас их нет, но полагаем, что это ненадолго
мы модернизируем существующее вещание / удаляем ненужное / добавляем нужное
пожелания / обсуждение / предложения по теме - welcome в спец-пост в нашем блоге
- развернуть / свернуть разделы
Аlldayplus.ru на Facebook RSS канал
Популярные публикации
Публикации по датам
«    Июль 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Теги / Tags
# art Creative Design download Lifestyle mp3 state web Германия Дата Дизайн Жизнь Книга Креатив Мода Москва Музыка Общество Праздник Реклама Рецензия Россия СССР Событие Стиль Япония авто арт архитектура афиша весна вещь видео выставка гаджет город графика граффити девайс еда жанр живопись иллюстрации иллюстрация интерьер искусство история картина картинки кино культура легенды лето личность логотип макро маршрут маршруты мебель места место мир напитки наука необычно ностальгия персона поверья портрет постер природа проект промдизайн путешествие путешествия рассказ репортаж ретро рецепт рисунок ролик скульптура состояние спорт среда стихи стрит-арт субкультура технологии туризм урбан уют фауна флора фото фотоарт цветы юмор

Показать все теги...


Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Всем известная мудрая русская поговорка советует нам быть предусмотрительными и сани готовить с лета. Тем более до зимы осталось не так долго, а прогнозы на нее мы слышали уж очень суровые. Так что лучше заранее запастись обогревателями, зимней резиной, а также валенками и шапками-ушанками. :)

А еще в сильный мороз, как правило, отказывается ездить автотранспорт, машины не заводятся, ломаются и ведут себя очень своенравно. Поэтому с практической точки зрения меня заинтересовала альтернативная и очень необычная снегоходная техника, которая производилась в Советском Союзе, и о которой сейчас мало кто знает. Итак, рассказ наш будет об аэросанях и снегоходах!

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани КА-30.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Идея приспособить транспорт к передвижению по снегу появилась давно. Первые аэросани были построены в России в 1904 г. инженером С. С. Неждановским. Модель представляла собой легкие сани, на которых устанавливался двигатель внутреннего сгорания с аэродинамическим движителем — воздушным винтом.

Уже в 1907 году на московской фабрике «Дукс» был построен и испытан «лыжный автомобиль» Ю. А. Меллера, сконструированный им совместно с инженером А. Д. Докучаевым. А год спустя эта машина получила название аэросани. Большой вклад в санестроение внес и Игорь Сикорский.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Первые аэросани Сикорского.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Вторые аэросани Сикорского.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани на санкт-петербургском шоссе в XXIII веке. Открытка 1914 года.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

1911 год. Аэросани графа Де Лиселя. После появления в 1904 году первых в мире аэросаней у Неждановского появляются сотни последователей. В начале 1910-х аэросани перестали быть диковинкой уже не только в России, но и в снежных районах Австрии, Франции, Германии. На фотографии, сделанной в апреле 1911 года, аэросани графа де Лиселя. Об этом аппарате, сильно напоминающем немецкие автомобили той поры, к сожалению, не сохранилось никакой информации.

Изобретение русских инженеров было бесценным для России с ее грандиозными пространствами, на которых снежный покров держится порой по много месяцев. Ряд отдаленных районов Севера мог сделать доступными лишь такой механический транспорт.

С 1912 г. на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (г. Рига) началось серийное производство аэросаней по заказу военного министерства.

В годы первой мировой войны более двадцати аэросаней использовались в частях российской армии для связных и транспортных операций. Применялись аэросани и на фронтах гражданской войны.

Важное место в истории отечественного аэросанестроения занимает деятельность Комиссии по постройке аэросаней (КОМПАС), организованной в 1919 г. совместным решением коллегии ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института) и Научной автомобильной лаборатории (НАЛ). Комиссия была создана для решения поставленной Реввоенсоветом республики перед ЦАГИ задачи срочной постройки 20 аэросаней для нужд Красной армии. КОМПАС, являвшая собой в одном лице опытное конструкторское бюро, опытный и серийный заводы, за время своего существования (1919-23 гг.) спроектировала и построила целый ряд аэросаней.

С 1924 года начали появляться модели металлических аэросаней. Алюминий дал возможность строить аэросани, пригодные для регулярной эксплуатации, сведя до минимума вес конструкции и сильно ее упростив. Применение авиационных двигателей с воздушным охлаждением позволило использовать аэросани в качестве средства для обслуживания аэродромов в зимнее время, для перевозки почты в Сибири и т.д.

Большой вклад в развитие металлического аэросанного транспорта в России внес Андрей Николаевич Туполев. Им была предложена схема аэросаней из кольчугалюминия, ставшая классической. Аэросани конструкции А. Н. Туполева АНТ-IV, АНТ-VII, АНТ-X строились серийно и принимали участие в арктических экспедициях, а также использовались для регулярной перевозки пассажиров и грузов в СССР.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Для испытания аэросаней и их сравнительной оценки был организован ряд пробегов. В 1926 г. состоялся пробег Москва — Ленинград — Москва, дистанцией 1460 км. Участвовало 13 саней. Нормальным типом саней (100 л.с., 4 места) были продемонстрированы следующие характеристики:

- средняя техническая скорость 36 км/ч,
- максимальная скорость 50 км/ч,
- средний расход горючего на 100 км — 46 кг.

Уже в те годы один час эксплуатации аэросаней обходился не дороже часа эксплуатации автомобиля. И это преимущество аэросаней, еще более существенное в современных условиях, сохранилось и в новых моделях этого снежного джипа.

Война с Финляндией в 1939-1940 гг. позволила широко использовать серийно выпускавшиеся аэросани типа ЦАГИ-AHT-IV конструкции А.Н.Туполева и ОСГА-НКЛ-6 конструкции Н.М. Андреева. Аэросани НКЛ-6, оборудованные пулеметом, установленным на поворотной турели, участвовали в боевых операциях, патрулировали открытые участки фронта, несли боевое охранение объектов.

Благодаря высокой скорости и хорошей маневренности, они использовались для выявления огневых точек противника и корректировки артиллерийского огня, осуществляли связь между подразделениями, перевозили боеприпасы и продукты питания, вывозили раненых. Так, 11 февраля 1940 г. в наступлении советских войск на фронте 13-й армии между Ладогой и озером Вуокса использовались три аэросанные роты. Аэросанные отряды использовались и во время «ледового похода» в марте 1940 г. для захвата плацдарма на берегу Выборгского залива.

Оперативно были созданы и новые машины: санитарная НКЛ-6С, специально для эвакуации тяжело раненых, на носилках вставляемых в корпус аэросаней через бортовой люк, штабные аэросани НКЛ-38, аэросани-платформа НКЛ-12 для обслуживания полевых аэродромов – для перевозки горючего в бочках, сменных двигателей для самолетов и т.п.

Использование аэросаней в боевых условиях:

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Транспортные аэросани НКЛ-16 подразделения капитана Прохорова во время выполнения боевой задачи. Зима 1943 г.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани на площади Гжатска. Зима 1942/43 гг.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Высадка разведчиков из аэросаней НКЛ-16. Зима 1942/43 гг.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Санитарные аэросани НКЛ-16 модель 1937 г.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани РФ-8 (ГаЗ-98) в бою. 1943 г.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Немецкие солдаты изучают трофейные аэросани. 1943 г.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани НКЛ-26 в летней «обуви». Июнь 1944 г.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани "Север-2" и Ка-30 разработки КБ Камова, 1963 г.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани на базе "Победы".

В 1961 г. в ОКБ А. Н. Туполева группой конструкторов под руководством Г. В. Махоткина были выпущены на испытания первые аэросани-амфибия А-3, серийный выпуск которых начался в 1964 г. и продолжался более 25 лет. А-3 быстро завоевала популярность в северных районах страны, использовалась на строительстве Байкало-Амурской магистрали, в пограничных войсках. Было выпущено более 700 машин, часть из которых была экспортирована за рубеж.

В 70-е годы тема снегоходной техники была очень популярна. Было много аэросаней, "каракатоходов" и просто лодок с воздушным винтом.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

В журналах "Моделист-конструктор", "Техника молодежи" "Юный техник" публиковались многочисленные варианты снегоходной техники. Уже в то время было много удачных "вездеходных решений".

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Ханты-Мансийск... Аэросани незаменимы зимой! Перед дорогой надо обстоятельно поговорить...

Но не только аэросани были использованы в СССР в качестве снегоходной техники. Отдельное направление получили так называемые арктические вездеходы. С освоением Севера, а также Арктики и Антарктики Аэросани уже не могли выполнять сложные задачи по доставке грузов, горючего. Вначале для этих целей были созданы грузовики ГаЗ на гусеничном ходу,а также небольшие вездеходы "Студебекер M29 Weasel", поставляемые в СССР во время войны.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Использовать "снежный" вездеход планировалось в 1939 году, при подготовке новой экспедиции "полярного адмирала" Бэрда. Предполагалось, что машина, оснащенная всем необходимым для автономной работы экипажа из четырех исследователей сможет пробиться к Южному полюсу:

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

У берегов Антарктиды.

Машина спускалась на лед по деревянной рампе своим ходом. Однако уже у самой станции оказалось, что колеса проваливаются в снег, машина почти лежала на "брюхе". Однако это помогло мало. Машина смогла пройти едва-едва до самой станции. Несмотря на низкие температуры, моторы перегревались, а скорость была просто "черепашьей". Затея была оставлена, а корпус машины использовался как жилое и рабочее помещение станции.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

"Техника-Молодежи" 1940г.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Подобных машин нет ни в одной стране мира нет. Они уникальны, как космический корабль, как суперкомпьютер последнего поколения. Тем не менее в книгу рекордов Гиннеса они не попадают. ДТ-30П, что означает "двухзвенный гусеничный транспортер, грузоподъемностью 30 т, плавающий".

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Успех в исследовании Антарктики пришел на долю советской "Харьковчанки".
Арктический вездеход "Харьковчанка" использовалась полярниками до 90-х годов прошлого века. Одна из её функций - тягач в санно-гусеничном поезде, для доставки топлива и оборудования из южнополярной станции «Мирному» на станцию «Восток» (находится в глубине антарктического материка на высоте 3488 метров над уровнем моря, в тысячах километров от побережья и от других станций. Здесь полюс холода нашей планеты (на станции зарегистрирована самая низкая на Земле температура воздуха –89,2°С). Даже летом здесь никогда не бывает теплее –25°С. Вокруг «Востока» на тысячи километров нет ничего, кроме ослепительно белого льда и снега. Санно-гусеничный поезд добирается сюда из «Мирного» более чем за месяц).
Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

"Харьковчанка" в антарктической экспедиции.

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

"Харковчанка-2", на шасси АТ-Т, без "интегрального" кузова. Характеристики:

- Мощность дизеля — 995 л.с
- Запас хода — 1500 км
- Габариты — длина 8,5 м, ширина 3,5 м, высота 4 м
- Максимальная скорость — 30 км/час
- Преодолеваемый подъём — 30°
- Объём кабины — 50 м

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Для комфортного проживания людей в столь суровых климатических условиях внутреннее убранство тоже должно быть "на уровне".

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

Аэросани и снегоходы. История необычного зимнего транспорта

И сегодня эти удивительные вездеходы выполняют свою нелегкую работу.



Теги: история, необычно, СССР
Другие новости по теме:
Увы, но Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим логином, чтобы получить доступ к бонусным материалам, скрытому тексту, а также иметь возможность оставлять комментарии и публиковать новости.
Код для блога и сайта
Просмотры 10268
Печать Комментарии 0
posted by lenka on AlldayPlus • Общество [6-10-2010, 18:45]
Ваша оценка публикации
  • 85

голосов: 2
Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Шафран (лат. Crocus)
Наша флоро-фотосерия.
Продолжение серии о самых прекрасных цветах мира, от нашего фотокора ©Nexus. И на сей раз - мы расскажем о Шафране (или Крокусе).

Акварельные города
by © Sungo Park
Наша экспозиция! Просто чудесные, тонкие и очень воздушные работы художника и дизайнера Сунго Парк.

Наш супер-рецепт:
чизкейк Москва!
Как приготовить самый настоящий чизкейк. Вкусный, изысканный, сладкий и сытный десерт - наш рецепт!

Ирбис / снежный барс:
Единственный из Uncio
Снежный леопард - одно из самых красивейших животных на планете. Своенравное, независимое, волевое и опасное.

Мартин Шметцер:
Крутая типографика
Настоящая, крутая типографика, родом из Швеции. Всем дизайнерам, как всегда, на заметку - все смотрим, завидуем, и конечно же, учимся!

Простой, как 5 копеек
Арт от В. Губарева
Бытовые картинки Валентина Губарева - это обычная наша с Вами жизнь, ироничная и искренняя, и простая - как 5 копеек))..

LONDON TATTOO CONV.
Наш эксклюзив.
Добро пожаловать в мир татуировки: наш специальный фото репортаж из Лондона - с XIV London International TATTOO Convention.

Айдентика с цифрами.
Логотипы: слово+цифра.
Продолжаем нашу серию о фирм. стиле: логотипы, в которых пересекаются и буквы, и цифры - и визуально, и по смыслу.

Лучший комикс и pin-up
в работах Artgerm
Мужской журнал г. Метрополис — это воображаемый проект, пожалуй лучшего комикс художника настоящего, Стенли Лу aka Artgerm.

SCHILLER - OPUS
Новый альбом 2013
Новый альбом немецкого электронного гуру и неоклассика Shiller - OPUS. Скачать!

Гетто-стайл!
Лихой Нью-йорк 80-х
"Загнивающий запад" - помните такое, из нашего теле-газетного Советского прошлого? Так вот, видимо оно складывалось именно из таких вот фоторепортажей..
Вассербург, Бодензее.-
Немецкие дороги Нексуса
Наша фирменная фото серия о европейских городах, от нашего немецкого спецкора Nexus. Сегодня возьмем, к примеру, Вассербург, Германия.

Мода и стиль.
Ari Cohen, Advanced Style
Как надо правильно и модно одеваться, на примере людей которые уж точно имеют в этом опыт и знают толк.

Наш рецепт: Нонья!
Готовим по-малайски!.
Простой, вкусный, полезный и необычный рецепт блюда малайзийской кухни - НОНЬЯ! И себя порадовать, и друзей, и гостей, и вообще всех!

Стимпанк AS IS!
Ультра-скульптуры!
Это должны увидеть все, или почти все!.. Ну, по крайней мере, нам так кажется. Просто грандиозная крутость работ французского стимпанк-скульптора Pierre Matter!

Киберпанк + комиксарт
by © Cesar Moreno
Классный микс из арта, киберпанка и комиксов в современных и очень динамичных работах, родом аж из Мексики!

10 уроков творчества.
"Кради как художник!"
Манифест Austin Kleon.
Как развить творческое "я"? Писатель и художник Остин Клеон написал об этом весьма полезную книгу "Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения".

Волкособы:
сила и преданность.
Особая популяция волко-собачьих гибридов, выведенная для нужд разведки, и спецслужб внутренних войск из волков и немецких овчарок. Необычный репортаж о необычных питомцах.